Закон и право

Государственный школьный стандарт

развернуть

ГЛАВА 1

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящий Государственный школьный стандарт (далее – Стандарт) разработан на основании положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Кодекса Республики Беларусь об образовании, иных актов законодательства.

Цель Стандарта – обеспечение эффективности образовательного процесса, безопасных условий пребывания учащихся в учреждении общего среднего образования, укрепления дисциплины и правопорядка, достижения отношений сотрудничества, взаимоподдержки между всеми участниками образовательного процесса в целях обеспечения доступности и качества общего среднего образования, успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении жизни.

Настоящий Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях общего среднего образования (далее – учреждения образования).

В настоящем Стандарте применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.

Настоящий Стандарт регламентирует вопросы организации образовательного процесса и взаимодействия его участников посредством установления требований к ресурсным (кадровым и материально-техническим) и иным условиям реализации образовательных программ общего среднего образования, поведению и взаимодействию участников образовательного процесса в целях укрепления дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества участников образовательного процесса.

ГЛАВА 2

 

ПОЛНОМОЧИЯ, ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 

Функционирование учреждения образования обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Учреждение образования в сфере общего среднего образования самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, иной деятельности в пределах, установленных актами законодательства и уставом учреждения образования.

Учреждение образования в зависимости от вида и в соответствии с актами законодательства вправе:

реализовывать образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;

 

создавать условия для организации учебно-тренировочного процесса или организовывать учебно-тренировочный процесс в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;

 

передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;

 

осуществлять приносящую доходы деятельность;

 

участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;

 

осуществлять проверку подлинности документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;

 

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

 

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

 

Учреждения образования обязаны обеспечивать:

         качество образования;

 

         подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

 

         соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

 

         создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

 

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;

 

разработку правил внутреннего распорядка в общежитиях;

 

создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования в здании и на территории учреждения образования (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);

 

моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования;

 

         меры социальной защиты учащихся;

 

         создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи, проживания (при необходимости) учащихся;

 

         участие в формировании контрольных цифр приема;

 

         ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами учреждений образования, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

 

получение законными представителями несовершеннолетних учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся, а также информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;

 

         содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

 

Локальные правовые акты учреждения образования не должны противоречить ее уставу и актам законодательства.

Использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, не допускается (запрещается).

При реализации инновационного проекта должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.

Учреждение образования несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его полномочиям, за жизнь и здоровье учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования во время образовательного и воспитательного процессов, реализацию не в полном объеме образовательных программ общего среднего образования в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности учреждение образования и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

 

ГЛАВА 3

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

В учреждении образования должны быть созданы условия для реализации образовательного процесса:

учебно-методическое обеспечение;

 

кадровое обеспечение;

 

материально-техническая база.

 

Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в учреждениях образования предусматривают:

укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;

 

должностные инструкции педагогических, руководящих и иных работников;

 

непрерывное профессиональное образование педагогических, руководящих и иных работников;

 

аттестацию.

 

Учреждения образования должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами.

Должностная инструкция, квалификационные требования для каждой занимаемой должности должны соответствовать должностным обязанностям, установленными актами законодательства.

Непрерывное профессиональное образование педагогических работников обеспечивается посредством освоения ими содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже чем один раз в три года.

Квалификационные категории (учитель-методист, высшая, первая, вторая) присваиваются учителям по результатам аттестации, порядок проведения которой установлен актом законодательства в сфере образования.

В учреждениях образования при необходимости создаются условия для сетевой формы взаимодействия с организацией, предоставляющей ресурсы, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования в целях освоения их содержания учащимися.

Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования должны обеспечивать:

возможность достижения учащимися, установленных образовательными стандартами общего среднего образования требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования;

 

создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включения в проектную, исследовательскую деятельность, иные виды социально значимой деятельности;

 

эффективное использование в образовательном процессе современных информационно коммуникационных технологий;

 

внедрение электронных сервисов, используемых:

 

педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;

 

учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в проектной и исследовательской деятельности;

 

законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса;

 

В учреждениях образования должны быть:

помещения, кабинеты, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса.

 

помещения для занятий физической культурой и спортом;

 

помещение медицинского назначения;

 

иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

 

Приобретение и поставка средств обучения и воспитания для оснащения учреждений образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов, для обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования, может осуществляться за счет средств республиканского бюджета, иных источников, не запрещенных актами законодательства, в рамках государственной программы развития системы образования.

Размещение учреждений образования и их территория; планировочная структура зданий; санитарно-техническое благоустройство; освещение помещений, оборудование и содержание помещений; организация образовательного и воспитательного процессов; распорядок дня; медицинское обеспечение учащихся; организация питания учащихся, размещение и устройство объектов питания, оборудование, инвентарь и посуда, личная гигиена работников; транспортировка и хранение продовольственного сырья и пищевых продуктов в объектах питания; рационы питания учащихся; технология приготовления блюд в объектах питания учащихся должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В учреждениях образования должны соблюдаться требования актов законодательства к:

пожарной безопасности;

 

транспортному обеспечению учащихся;

 

организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения учреждений образования;

 

организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;

 

установленным срокам и необходимым объемам текущего и капитального ремонта.

 

Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений образования.

ГЛАВА 4

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения образования (с территории учреждения образования), устанавливаемый в целях защиты учреждения образования от противоправных посягательств.

Инструкция о пропускном режиме в учреждении образования утверждается его руководителем.

Пропускной режим в учреждения образования должен предусматривать:

установление работникам учреждения образования режима рабочего времени, определяемого правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);

 

принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;

 

определение порядка доступа в здание учреждения образования работников, обучающихся и их законных представителей, должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей;

 

определение перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися в период пребывания в учреждения образования;

 

установление порядка движения транспорта на территории учреждения образования;

 

определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, обучающихся;

 

ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.

 

Доступ работников, обучающихся и их законных представителей, иных посетителей в здание учреждения образования и обратно производится через пост дежурного (сторожа, вахтера).

Круглосуточный доступ в здание учреждения образования разрешается:

руководителю учреждения образования, его заместителю;

 

персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также лицам, осуществляющим дежурство (сторожам, вахтерам).

 

Доступ в здание учреждения образования должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных посетителя сторожем (вахтером) в журнале регистрации посетителей с указанием цели посещения.

Проезд служебного автотранспорта (вывоза твердых бытовых отходов, доставки продуктов, иное) осуществляется согласно графику. Служебный автотранспорт по доставке оборудования и материалов пропускается на территорию учреждения образования при предъявлении товарно-транспортной накладной и (или) путевого листа.

Личный автотранспорт на территорию учреждения образования не пропускается.

При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, специальный транспорт пропускается на территорию учреждения образования беспрепятственно.

При чрезвычайных ситуациях пропускной режим в здание учреждения образования ограничивается для всех лиц, кроме задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации.

После ликвидации чрезвычайной ситуации организация пропускного режима возобновляется.

Ответственность за организацию пропускного режима возлагается на руководителя учреждения образования или его заместителя.

 

 

ГЛАВА 5

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

40. Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;

 

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

 

получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;

 

уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;

 

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

 

пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;

 

бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;

 

участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения образования (далее – Устав);

 

отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;

 

создание благоприятных условий для самообразования;

 

объективную оценку знаний;

 

сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;

 

обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;

 

посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;

 

выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;

 

изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;

 

получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением образования;

 

получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;

 

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;

 

поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

 

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;

 

участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

 

участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;

 

защиту от любых противоправных посягательств;

 

неприкосновенность личности.

 

41. Учащиеся обязаны:

соблюдать Устав, выполнять решения Совета учреждения образования, иных органов самоуправления учреждения образования, Правила, требования администрации и педагогических работников;

 

уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;

 

находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);

 

покидать территорию учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного администратора);

 

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;

 

посещать классные и информационные часы;

 

участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;

 

решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения образования;

 

бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;

 

заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;

 

немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получе

свернуть

Порядок и условия распространения (предоставления) правовой информации

развернуть

 

Вопросы распространения правовой информации в Республике Беларусь регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь».

 

Данным Указом установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие издательскую деятельность, владельцы информационных ресурсов (их составных частей), размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, вправе осуществлять деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации при условии заключения с Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ) договора предоставления правовой информации для ее дальнейшего распространения (предоставления) (далее – договор).

 

Под распространением правовой информации понимается деятельность государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, направленная на ознакомление неопределенного круга лиц с правовой информацией в печатной форме, форме электронных изданий и (или) электронной форме.

 

Деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации включает подготовку к изданию соответствующих печатных и электронных изданий и (или) производство баз и банков данных, иных информационных ресурсов, в том числе размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет, а также продажу (предоставление) материальных носителей, содержащих правовую информацию.

 

При этом распространение (предоставление) правовых актов должно осуществляться путем точного воспроизведения текста правового акта с указанием его обязательных реквизитов (вид акта, его название, дата принятия (издания), регистрационный номер, должность, инициалы и фамилия должностного лица, подписавшего правовой акт), а также источника официального опубликования правового акта. Правовой акт, распространяемый (предоставляемый) с неполным изложением текста, должен содержать пометку «(Извлечение)».

 

Правовая информация распространяется (предоставляется):

 

в печатной форме – в виде печатных изданий, а также копий правовых актов на бумажных носителях;

в форме электронных изданий;

в электронной форме – в виде отдельных документов, баз и банков данных, иных информационно-правовых ресурсов, в том числе размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет.

Распространение (предоставление) правовой информации в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями как на возмездной, так и на безвозмездной основе в количестве, не превышающем двадцати правовых актов, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных для распространения правовой информации в печатной форме и форме электронных изданий.

 

Таким образом, если организация или индивидуальный предприниматель имеет намерение распространять (предоставлять) правовую информацию в печатной форме либо в форме электронных изданий, а также в электронной форме на возмездной и (или) безвозмездной основе в количестве, не превышающем двадцати правовых актов, ему следует обратиться в региональные центры правовой информации (филиалы НЦПИ) для заключения соответствующего договора. В случае распространения правовой информации в электронной форме (в виде отдельных документов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов, в том числе размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет) договор следует заключать с НЦПИ.

 

На основании заключенного договора НЦПИ предоставляет для дальнейшего распространения (предоставления) правовой информации:

 

организациям и индивидуальным предпринимателям, распространяющим (предоставляющим) правовую информацию в печатной форме, в форме электронных изданий, – информационно-поисковую систему «ЭТАЛОН» и ее обновление и (или) доступ к информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН-ONLINE»;

организациям и индивидуальным предпринимателям, распространяющим (предоставляющим) правовую информацию в электронной форме, – информационные и технологические составляющие эталонного банка данных правовой информации.

Проекты договоров, предусматривающих предоставление прав на использование информационных и технологических составляющих эталонного банка данных правовой информации за пределами Республики Беларусь, согласовываются с Администрацией Президента Республики Беларусь.

 

В пункте 19 Положения о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации, утвержденного упомянутым Указом, предусмотрено, что заключение договора не требуется в отношении:

 

правовой информации, касающейся деятельности государственных органов, подчиненных или входящих в состав (систему) этих государственных органов организаций и размещаемой на официальных сайтах этих государственных органов (организаций) либо касающейся деятельности иных организаций и индивидуальных предпринимателей и размещаемой в количестве, не превышающем пяти правовых актов, на сайтах таких организаций (индивидуальных предпринимателей);

правовых актов с неполным изложением текста, не превышающим двадцати процентов текста соответствующего правового акта, в составе авторских произведений, включенных в научные, научно-популярные, производственно-практические, учебные, справочные, информационные печатные и электронные издания;

и иные случаи.

Деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации (текстов правовых актов Республики Беларусь в полном либо неполном изложении), осуществляемая без заключения договора, является незаконной и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

 

Кроме того, вопросы распространения (предоставления) правовой информации в Республике Беларусь, помимо Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь», регулируются также:

 

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»;

Декретом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»;

Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 «О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации»;

другими нормативными правовыми актами.

Более подробную информацию о порядке распространения правовой информации можно получить в НЦПИ и его филиалах – региональных центрах правовой информации.

 

 

Источник: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/dostup-k-pravovoy-informatsii/poryadok-i-usloviya-rasprostraneniya-predostavleniya-pravovoy-informatsii/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

свернуть

Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях

развернуть

Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.

 

     Гражданам, не желающим участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть более бдительными, чтобы не стать соучастниками противоправных деяний. За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий, наступает ответственность по ч.1 ст.23.34 КоАП в виде штрафа или административного ареста. Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. По ч. 4 ст. 23.34 КоАП его ожидает штраф от 30 до 50 базовых величин или административный арест.

 

   Серьезные последствия могут возникнуть за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан, за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.

 

   Если же участник так называемой «мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий, к примеру, не выполнил требования разойтись, его действия образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст.23.4 КоАП.

 

   Следует отметить, что за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрены строгие меры ответственности.Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК повлечет за собой наказание в виде лишения свободы до 15 лет, а участие в совершении таких действий –в виде лишения свободы до 8 лет.

 

    Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369-3 УК за такие деяния могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.

 

    За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).

 

   Ответственность вплоть до лишения свободы может наступить за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).

 

   Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.

 

  Кроме уголовной и административной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

 

   Уважаемые граждане! Напоминаем: организация и участие в несанкционированных массовых мероприятиях без разрешения на их проведение – незаконны.

 

   Мы располагаем достаточным количеством сил и средств, чтобы противостоять не желающим соблюдать национальное законодательство.

 

   Призываем проявить благоразумие и взаимоуважение!

 

О недопустимости участия несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях

 

   В последнее время в сети Интернет размещаются различные призывы принять участие в том или ином массовом мероприятии – собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации. В силу несформированной жизненной позиции несовершеннолетние наиболее уязвимы и могут быть подвержены влиянию со стороны недобросовестных взрослых, поддавшись на них, несовершеннолетние рискуют нарушить действующее законодательство Республики Беларусь.

 

   За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования и иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, предусмотрена административная ответственность по ст. 23.34 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП РБ). Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения, или штрафа в размере от одной до 50 базовых величин, или административного ареста.

 

   За умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающееся в явном неуважении к обществу, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.1 КоАП РБ. Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

 

   Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.4 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

 

   Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

 

   За организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и наказывается арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы от трех до пятнадцати лет.

 

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

 

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

 

   1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, –

 

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

 

   2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, –

 

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

 

   3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

 

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

 

   3.1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

 

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

 

  4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

 

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

 

  5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

 

влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

свернуть
поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/